Вместо предисловия или о прелестях такси из аэропорта

Самолёт уже шёл на посадку, как вдруг резко стал набирать высоту. Объявили, что внизу начался сильный ветер, практически буря. Час пришлось кружить. Наконец прилетели. Слава Богу, живы. Всё в порядке. Всё-таки долетел багаж (мы за это больше всего переживали, понавидались историй). Отлегло. Следующим приключением стало получить визу. Полная неразбериха, но справились. Подключить сим-карту здесь по значимости, как оформить небольшой кредит. Даже фото потребовали. Но самым апогеем стала поездка на такси из аэропорта.

Пока мы покупали симку, к нам прибился какой-то француз, предложил взять такси вместе, поделить расходы на троих. Мы согласились. Тут же нашёлся какой-то ушлый непалец-таксист, маломальски говорящий по-английски, уверявший, что никаких очередей и что довезёт нас без проблем, куда нужно. Начался ливень. Мы вышли из аэропорта в ожидании машины и тут к нам подкатила буквально какая-то «рикша».

Эта крохотная машинка претендовала на то, чтобы вместить не только водителя и троих пассажиров, но и наши огромные баулы с экипировкой и рюкзаки. И как же я удивилась, когда внезапно обнаружилось, что тот, кто предложил нас довезти и не таксист вовсе, так лишь - зазывала. Не успела я глазом моргнуть, как он нас всех подвинул (хотя место вообще не было), сел рядом и захлопнул за собой дверь! В итоге, пришлось подпирать чемоданы головой, чтоб не убило)) Так мы ехали минут 30. Вспомнился фильм "Поезд на Дарджилинг". Я вдруг осознала, что я в Азии. И подумала, что эта поездка не будет похожей ни на что, что было раньше в моей жизни.

Всю дорогу, таксист, на ломаном английском, пытался нам что-то "втереть": и экскурсии, и дешевые билеты на самолёт у своих знакомых гидов, и услуги портера. А потом уже прямым текстом заявил: «I need your money». Мы охренели вконец, но виду не подали. Короче говоря, приключения начинаются. Привет из Катманду - города контрастов. Города, где вообще отсутствуют светофоры и правила дорожного движения.

На дорогах Катманду полный хаус, но, что удивительно, практически нет аварий. Ужинают здесь в позе лотоса, предварительно оставив у входа обувь. Мотоциклисты так и норовят отдавить тебе ноги. Но во всем этом есть некий шарм. К городу нужно привыкнуть. Его ритм нужно почувствовать.

Ступа Сваямбунатх

До начала трекинга к Базовому лагерю Эвереста оставалось три дня. Мы специально прилетели чуть раньше. Хотелось отдохнуть после перелёта, немного подзарядиться энергией солнца после московской зимы и плавно начать своё восхождение. Зная, что впереди ждут испытания и лишения, мы заселились в один из лучших отелей Катманду. Мы были полны сил и отправились исследовать город.

Я много читала о ступе Сваямбунатх, видела множество её фотографий. Одна из самых священных ступ в Непале находится на вершине холма на западе Долины Катманду. В народе её называют «Monkey Temple» (храм обезьян) из-за многочисленных обезьян, оккупировавших холм Сваямбу. Их здесь так много и они такие проворные, что действительно нужно смотреть в оба. На наших глазах обезьяна отобрала 1,5 литровую бутылку с водой у какого-то китайца и унесла ее с собой.

Легенда гласит, что некогда долина Катманду представляла собой озеро, а Обезьяний холм, который сегодня венчает ступа Сваямбунатх, был островом. На этом острове находилась самовозникшая хрустальная Ступа («Сваямбу» означает «самовозникший»). Она возникла спонтанно из семени лотоса, который бросил в это место Будда. Потрясающее по энергетике место. Сюда непременно хочется вернуться. Кстати, 365, по числу дней в году, именно столько ступенек нужно преодолеть, чтобы попасть на ступу Сваямбунатх, одну из важнейших буддийских святынь Непала. Это место нужно посетить обязательно.

Тех, кто сможет подняться на одном дыхании, ожидает счастье на всю жизнь.

Но даже если вы пока не готовы к таким подвигам, оказаться наверху все-таки стоит: виды завораживают. Паломники приезжают со всего мира, чтобы совершить вокруг ступы ритуальное шествие. Больше всего, как правило, жителей самого Непала, Индии, Бутана и Тибета.

Обходить этот религиозный памятник желательно такое количество раз, которое будет кратно трем, а лучшим количеством считается 108. Хорошо и просто побывать около ступы и помолиться: говорят, место это настолько сильное, что посетившим его отпускаются все грехи, а мантры, произнесенные здесь, имеют силу в 13 миллиардов раз большую, чем где-либо ещё.

Катманду и его краски

Мне безумно нравятся цвета этого города: Катманду очень насыщенный по колористике. Оказавшись в столице Непала сразу хочется и самой примкнуть к этой культуре - надевать яркие вещи, чувствовать эти краски, заряжаться энергией позитива. Город правда сумасшедший по контрасту. При таком малом достатке и практически нищите люди тут очень доброжелательные и улыбчивые.

Здесь на каждом шагу можно купить куртку The North Face, правда фейковую. Так что тем, кто собирается в трекинг, рекомендую всё-таки позаботиться об экипировке ещё у себя на родине и не скупиться на качественные вещи, которые будут греть и не терять своих свойств в экстремальных условиях. Мы как-то наткнулись на пост одного гида в инстаграме, которая говорила, что на всю экипировку хватит и 200 $. Это, конечно, очень смешно. И даже немного вызывает у меня нервный тик. Один спальник из пуха стоил больше 300$. И он в буквальном смысле спас мне жизнь на высоте более 5000 м (об этом вы узнаете в специальном материале, посвященном восхождению к EBC).

Что касается пеших прогулок, сначала даже два километра пешком до ближайшей достопримечательности кажутся тебе огромным испытанием. Почему? Да потому что дорог для пешеходов просто нет! Ты постоянно озираешься, не можешь привыкнуть к левостороннему движению, этим нескончаемым сигналам и гудкам, но в какой-то момент расслабляешься и просто сливаешься с ритмом, умело уворачиваясь от рикш и мотоциклистов.

И вот ты уже не замечаешь каких-то звуков. Не бежишь, как привык это делать в Москве, не спешишь, никуда не опаздываешь. Ты здесь и сейчас. Гуляешь, вдохновляешься, впитываешь краски Катманду.

Боуднатх

Поднять себя в 5 утра после многочисленных перелетов, поздних отходов ко сну и, несмотря на небольшую разницу во времени с Москвой (внимание!) в 2 часа 45 мин, было непросто. Однако мы встали, позавтракали и вызвали такси, чтобы поехать по святым местам.

Местные, видя белокожих туристов, задирают цены чуть ли не в два раза. Поэтому первое, что нужно делать в Непале - торговаться. Смело говорить, что это дорого и уходить. И лишь тогда тебя будут возвращать и более-менее соглашаться на твои условия.

Итак, таксист повёз нас в Боуднатх. Начну с того, что дорог в Катманду просто нет. Они убиты, все в ямах. Тебя трясёт так, будто попал в землятресение. Но дело в том, что в 2015 году оно как раз и было - 25 апреля произошло мощное землетрясение магнитудой 7,8, унесшее жизни более пяти тысяч человек.

Эпицентр землетрясения находился примерно в 80 километрах от Катманду, но и это привело к разрушению древних памятников в столице Непала и за ее пределами. Состояние многих домов и построек удручает. В некоторых развалинах без окон и дверей живут люди. И это 21 век...

Вернёмся к ступе (ступа - в буддийской архитектуре - символическое и мемориальное сооружение, хранилище реликвий). Боуднатх буквально пульсирует вместе с жизнью тысяч паломников, которые ежедневно совершают ритуальный обход под пристальным надзором всевидящих глаз Будды, которые свысока за всем наблюдают. В 6-7 утра мы не ожидали увидеть такое количество людей! Однако паломников было бесчисленное множество. Находиться здесь в европейской одежде было как-то странно, потому мы решили облачиться в местные наряды и так почувствовали себя гораздо ближе к происходящему. Весь аутфит (рубашка и штаны) обошёлся в 10$.

Окружность ступы около 400 метров, что делает ее одной из самых больших и важных буддистских монументов в мире. Мы, не нарушая местных традиций, обошли величественную ступу 3 раза по часовой стрелке вместе со всем этим ярким и хаотичным потоком людей.

Разноцветные молитвенные флажки придавали окружающим улицам атмосферу праздника, а молитвенные барабаны с буддистской мантрой «ом манне падме хум» - мистичность. Кажется, здесь можно было оставаться вечно, но мы хотели посетить буддийский монастырь в Копане и поэтому продолжили свой путь.

Копан - райский уголок, где можно попробовать познать дзен

Совершенно невероятными дорогами, уводящими высоко в горы, мы примерно через час добрались в монастырь в Копане. Первое что впечатлило - чистый, свежий, горный воздух. Здесь всё цвело и благоухало. Шумный город остался где-то в низине и теперь наше внимание приковала к себе тишина. Было чувство, что я на другой планете, а душа обрела покой и счастье. Никуда не хотелось спешить, наоборот, наслаждаться каждым моментом.

На вершине горы открылся потрясающий вид на город, на горы. Обойдя весь сад, мы решили пообедать в монастырской столовой. Впервые в жизни я обедала вместе с тибетскими монахами! Эмоции просто переполняли. Они улыбались и, что поразило больше всего, на их лицах практически не было морщин! Умиротворённые, спокойные, открытые, старые и молодые, мужчины и женщины.

На сегодняшний день здесь, в тибетском комплексе, живут и учатся более 700 монахов и монахинь, в основном из Тибета и высокогорных районов Непала. Поразило практически полное отсутствие туристов. Уголок гармонии, единения природы и человека, одно из тех мест, где так ощутимо умиротворение и необъяснимое счастье. Я бы непременно хотела вернуться сюда ещё. А пока я благодарю Бога за то, что он позволяет мне побывать в таких местах, увидеть их своими глазами, почувствовать их энергетику. Namaste.

Патан - город буддистских пагод и индуистских храмов

Ещё одна достопримечательность Катманду, которую невозможно обойти стороной. Патан был основан примерно в 3 веке до н.э. К сожалению, во время землетрясения 2015 года, многие архитектурные памятники главной площади Дурбар были разрушены, а сам город сильно пострадал. Вход в старый город обойдется вам в 10$, что по местным меркам - целое состояние, но поверьте, это того стоит.

Город Патан славится своими ремесленниками. Так, гуляя по его контрастным улочкам, мы случайно увидели вывеску «Tibetan singing bowls» и решили зайти. О, какое правильное это было решение!

Ведь самым сильным впечатлением дня стал целительный сеанс с применением тибетских поющих чаш (их ещё называют гималайскими чашами). Это было полнейшее погружение в транс. Вибрации настолько сильные, что мы ещё долго не могли «вернуться на землю».

Эти несколько дней в Катманду пролетели очень быстро. Мы и не заметили, как пришло время собираться в трекинг. Впереди ждал ужин-знакомство с гидом и группой единомышленников, мечтающих побывать в Гималаях. Я находилась в предвкушении чего-то совершенно нового. Горы действительно звали к себе.

Март, 2019

ТОП-3. Тебе точно будет интересно:

1. ГИМАЛАИ. Everest Base Camp. Part 1
2. ДЕВУШКА И ОКЕАН: как я решилась идти этот путь одна?
3. Как в твоей жизни возникает Путь Сантьяго? Большое интервью с путешественником, прошедшим ФРАНЦУЗСКИЙ ПУТЬ, а также немного об Аппалачиан трейл.