ДЕНЬ 8

30 марта. Горакшеп 5180 м - Everest Base Camp 5365 м.

На треке существует такой парадокс: ты думаешь, что предыдущий день был сложным, а следующий, по идее, должен быть легче, всё-таки акклиматизация и всё такое, но эта схема вообще не работает. Каждый новый день проверял нас на прочность. И сегодня, например, весь путь до Горакшепа лежал по самой кромке обрыва, да ещё и по снегу со льдом. Делая шаг, приходилось буквально вгрызаться ботинком в поверхность, чтобы не соскользнуть вниз. Будет легко, говорили они, эти кошки/ крепления не нужны, говорили они.

Вообще, если задуматься, то даже непонятно, как мы осилили этот путь. Сегодня многие уже были на грани. Кто-то совсем зелёный: тошнило и плющило от горняшки, кто-то уже просто морально устал быть эдаким дикарём. Стали посещать мысли о доме, о том, как там тепло, хорошо, что где-то за тысячи километров существует цивилизация и есть люди, которые тебя ждут, беспокоятся о тебе, а ты из-за отсутствия этой дурацкой связи даже не можешь написать им два слова: «я жива». И всё это длится уже несколько дней.

На подходе к Горакшепу мы увидели табличку: до Базового лагеря Эвереста 3 км. «Всего 3 км!!!», - обрадовалась я. Но тут же увидела надпись внизу: «walking distance 3 hours». В мозгу бегуна эта информация ну как-то совсем не усваивалась. Ну как можно идти каких-то 3 километра целых 3 часа?! Увы, можно. Когда путь постоянно петляет то вверх, то вниз, да ещё и приходится лазить по огромным камням.

Эти три часа пути к заветной цели стали испытанием не только для ног, но и для нервной системы: потому что, вон они, эти жёлтые палатки базового лагеря, до которых кажется рукой подать, но ты идёшь-идёшь, а они все ближе не становятся. И вот наконец мы ДОШЛИ! Странно, но это место казалось нам всем (!) совсем другим. Может, мы просто так устали за все эти дни, а длительные горные переходы, нехватка кислорода, постоянная одышка, дикая нагрузка, слёзы и боль так измотали, что сил радоваться не осталось совсем. Да, я, конечно, счастливая на фото, с развивающимся флагом - картиной Елены Ильиной «Эверест.Разговор с Богом». Но в действительности за этими красивыми фотографиями в стиле National Geographic столько скрытых смыслов. И все равно, это определённо того стоило.

Новый опыт, новый взгляд на мир, через призму гор и отсутствие привычного уклада жизни. В тот момент мне казалось, я совсем не альпинист. И вывод складывался один: ЭТО - отнюдь не трекинг. Это серьёзная, тяжёлая экспедиция, проверка на прочность, сумасшедший выход из зоны комфорта, но в то же время это и уроки жизни, которые абсолютно бесценны. Потому что такой опыт - мощная инвестиция для души.

ДЕНЬ 9

31 марта. Калапатар и спуск вниз. Суммарно 23,5 км.

В 4.30 утра мы встали, чтобы выпить чаю и отправиться на гималайскую вершину Калапатар. Это была наивысшая точка нашего восхождения. Высота 5648 м, что кстати на пару метров выше Эльбруса. Ах, если бы я только знала, что меня ждёт, наверное, не пошла бы. Осталась ли спать? Так ведь и сделал один из участников нашей экспедиции. Ну нет, это совсем на меня не похоже. И я пошла.

Очень крутые и просто нескончаемые подъёмы. Глазу не за что зацепиться, глядя в белую даль. Линия горизонта будто потерялась где-то в горах, размылась, её занесло снегом или этой линии и вовсе больше не существует. Ты идёшь и, шаг за шагом, силишься это понять. Находясь здесь, ты также очень хочешь осознать, кто ты.

Ну вот же она, вершина. Снизу кажется, какая-то мелкая точка, а идти больше трех часов. Стартовали в кромешной тьме, освещая неприступные горы налобными фонарями ярко-белого цвета. Чем выше поднимались, тем холоднее становилось. Тем больше я любила себя за то, что не сэкономила 100 долларов на альпинистских рукавицах. Наверху стали отмерзать руки. И это в двух парах (мощные варежки поверх флисовых перчаток)! Вспоминался мой любимый персонаж Рокки Бальбоа и его слова. Это был настоящий диалог с самой собой.

"Ни ты, ни я, никто на свете, не бьёт так сильно, как жизнь! Совсем не важно, как ты ударишь, а важно, какой держишь удар, как двигаешься вперёд. Будешь идти - ИДИ! Если с испугу не свернёшь... Только так побеждают!"

Этот подъём вымотал меня окончательно. Каждые (!) полшага давались с огромным трудом. Чтобы хотя бы примерно понять, как это было, представьте, что к вашим плечам привязали стальные канаты, которыми вы тянете тяжелый груз, килограмм сто. Плюс снег, лёд и камни, нехватка кислорода, прогрессирующая горная болезнь. А если ещё посмотреть вниз, на эту пропасть, то сразу кружится голова. Поэтому смотрела я только вверх, по-прежнему искала глазами конец горизонта, но его все не было. Начало подводить колено(( Как спускаться, я не знала вообще .

Поражало, что молодежи на треке почти не было. Зато сколько пенсионеров. В основном, корейцы, американцы и японцы. Мне, молодой, было так тяжело, а они шли в гору, улыбаясь, правда тоже чуть живые. Я и не знала, что после такого сложнейшего подъёма и затем спуска, (внимание!) мне сегодня предстоит спускаться ещё 17 км. Когда мне это сказали, внутри просто всё упало. Ведь это и дикий сброс высоты, и очень большое по горным меркам расстояние.

Можно сказать, что мы из зимы спустились в лето. Каскад сезонов, будто Вивальди взял в руки скрипку и лично для нас сыграл свои "Времена года". Столько ощущений, и это всё за один день. Внутри себя я, с распростертыми руками, мысленно падала животом на мягкую зелёную траву, которая меня сначала обнимала как родную, а потом успокаивающе качала, говоря, Марта, милая, всё позади, мы это сделали, но это был еще не конец.

Группа начала разваливаться. О сочувствии почти все забыли и, как сказал один путешественник, «лимит сострадания» закончился. В горах стала портиться погода. Всё небо затянуло тучами, пошёл снег. Сумасшедший ветер буквально сбивал с ног. Спуски стали даваться всё сложнее и сложнее, но никто уже не спрашивал, как у кого дела. Не было видно ни конца ни края всего этого пути. Мы ужасно устали. Хотелось домой. А силы на какие-либо эмоции просто иссякли. Тем не менее моя связь с космосом здесь достигла наивысшей точки.

ДЕНЬ 10

1 апреля. Спуск из Пангбоче в Намче-базар. 18 км.

Дорога весь день петляла то вверх, то вниз. И эти 18 км скачек по горам выжали из нас последние соки. Несмотря на это, настроение у группы было сегодня совсем другим. Мы и не заметили, как оказались в уже родном Намче-Базаре - столице шерпов. Эта маленькая, но очень колоритная деревушка является чуть ли ли не центром «местной вселенной». Мотивацией дня для всей группы было дойти до знаменитой и уже знакомой вам кофейни. И когда мы наконец туда попали, все залипли в телефонах - впервые появилась связь.

Я заказала капучино и кусок шоколадного торта - невероятная роскошь в горах. Фоном звучал джаз, который со временем перерос в музыку Ямайки. И мы просто кайфовали. Ноги гудели, но мы были так рады, оставался всего 1 день до Луклы! Тут же недалеко находился самый высокий в мире официальный магазин The North Face. Его хозяин, весьма приятный и образованный парень с модной прической и (!) макбуком (такие вещи в здешних местах кажутся приветом из параллельных миров), он же владелец бейкери, включал нам самые разные треки. Они так нам понравились, что все включали шазам, чтобы сохранить себе эти песни и назвать потом знаковый плейлист #Everest.

Мы немного прогулялись по городу, а потом, почти случайно, заглянули в местечко под названием «The Irish pub». Тут-то всё и началось. Люди на высоте 3800 м, в такой дали от благ цивилизации и вдруг открыли дверь в другой мир. Наши изрядно потасканные за эти дни организмы стали наконец расслабляться. Здесь звучала потрясающая музыка - ещё лучше, чем в кофейне и был (О, Боги!) бильярдный стол (бильярд - моя страсть с юношеских лет, я даже им профессионально занималась). Пиво текло рекой, начались танцы, нескончаемые улыбки и песни, радость от появления цивилизации и новые азартные партии, одна за другой.

Казалось, это просто подарок судьбы. Так, русские, эстонцы, украинцы и белорусы буквально оккупировали местный паб. Приходили сюда и иностранцы, явно пережившие стресс от покорения вершин и уже изрядно накачанные алкоголем. На их шеях висели колокольчики, как у яков, они ими постоянно звенели, и это было очень смешно:) Был действительно стоящий вечер. Такие запоминаются на всю жизнь. Простые радости очень сближают.

Да, нас объединила атмосфера релакса. Чувствовалось, что эпопея с дискомфортом, всеми этими ужасными лоджиями, «туалетами», холодной водой, нечищенными зубами, своеобразной пищей, солдатским сном в спальниках и проч. скоро должна была закончится. Впервые никто не хотел рано ложиться спать. Откуда-то брались силы на веселье и шутки. Мы были счастливы. Не заметив хода времени, пропустили ужин и теперь очень хотелось есть, но еды совсем не было. Вдруг кто-то принёс колбасу, какую-то настойку и это сделало наш вечер. Всё казалось божественно вкусным (в обычной жизни я такую еду совсем не ем)).

Наша деревушка уже спала крепким сном, а мы ещё долго не могли уснуть, обсуждая нашу экспедицию. Вспоминали о том, как нас всех плющило на высоте. Удивлялись тому, как мы вообще всё это мужественно пережили. И что романтика в горах - это скорее красивый миф и уж точно не суровая реальность. В конце концов эти испытания всех нас закалили и вот прямо сейчас никто не хотел бы повторить, но оно действительно того стоило, ведь эту шамбалу в Гималаях мы искали все вместе.